Парет-и-Алькасар


Парет-и-Алькасар
, Луис (Paret y Alcazar, Luis) 1746, Мадрид — 1797, Мадрид. Испанский живописец и рисовальщик. Учился в Академии Сан Фернандо в Мадриде. Благодаря покровительству инфанта дона Луиса де Бурбона совершил длительную поездку в Италию, где расширил свое художественное и гуманитарное образование, изучил греческий и латинский языки. Испытал влияние французского искусства позднего рококо, особенно в творческом общении с посетившим Мадрид Ш. де ла Траверсе, учеником Ф. Буше. С 1770 исполнял заказы короля Карла III, затем опального инфанта дона Луиса, которого сопровождал в ссылку в 1775— 1778 в Пуэрто-Рико. Изгнанный из столицы, художник поселился в Бильбао, где женился и успешно работал до 1787, когда после смерти инфанта получил, наконец, разрешение вернуться в Мадрид и в Академию Сан Фернандо, куда еще в 1780 из Бильбао послал картину Благоразумие Диогена (Мадрид, Академия Сан Фернандо), был избран ее членом, а затем и вице-секретарем. Человек широкой культуры, открытый художественным новшествам времени, Парет внес несомненный вклад в европейскую живопись XVIII в. своими изящными, небольшими, полными движения и света картинами с изображением событий из жизни испанского общества и придворного быта, от торжественной Клятвы принца Астурийского в церкви Сан Херонимо (1789) с выразительными портретами современников до красочных праздников и зрелищ (Королевские скаковые лошади, 1770; Репетиция комедии; Бал-маскарад, все — Мадрид, Прадо; Пуэрта дель Соль в Мадриде, 1773, Гавана, Нац. музей Кубы). О колористическом даровании художника свидетельствует Завтрак Карла III (между 1768 и 1775, Мадрид, Прадо), где в высоком, залитом солнцем дворцовом зале король одиноко восседает за просторным столом в присутствии группы почтительных придворных и его любимых охотничьих собак. Пребывание в Бильбао обратило художника к пейзажу, к изображению морских гаваней, широкого кантабрийского побережья с низкой линией горизонта и огромным простором неба, написанного светлыми красками, объединенными серо-серебристой тональностью (Вид Фонтарабии, Каэн, Музей изящных искусств). Свойственная творчеству Парета изысканность образов отличает портрет его молодой супруги Марии де лас Ниевес (1779, Мадрид, Прадо), возможно, парный к Портрету художника или предполагаемому автопортрету (Бильбао, частное собрание).
Лит.: Delgado D. Luis Paret y Alcazar. Madrid, 1957.
Т. Каптерева

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город. . 2006.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.